Как проводятся социологические исследования. Какие ошибки возникают при публичном обсуждении их результатов

Сформулировать единственно правильные методологические подходы к проведению социологических исследований, руководствуясь исключительно соображением «как правильно», не представляется возможным. Как и в исследованиях психологии человека, здесь нет «единственно правильного» ответа.

Как правило, целью социологического исследования является получение достоверного знания об изучаемом явлении или процессе. Явления и процессы многообразны: социальное самочувствие жителей города, обустройство городского пространства, наличие или отсутствие рекламы на улицах города, межнациональные и межконфессиональные отношения и т.д.

Эмпирическая информация в социологии собирается преимущественно методом опроса. Опрос удобен тем, что он универсален, содержателен, достаточно прост в организации, а результаты опроса можно обрабатывать с использованием технических средств.

Подготовка опроса включает в себя два шага:

  • формулирование целей и задач исследования в соответствии с постановкой проблемы заказчиком;
  • анализ проблемы посредством формирования информационной базы исследования - нормативно-правовых документов, информационных и справочных материалов по исследуемой проблеме.

Далее следует переход к непосредственно методологическому этапу, когда конкретизируется, что мы исследуем, как (в какой последовательности) и при помощи чего мы проводим данное исследование.

Для ответа на вопрос, что будет исследоваться, определяется:

  • объект исследования, границы, рамки и масштаб исследуемого явления;
  • предмет исследования - та сторона объекта исследования, о которой требуется получить знания;[1]
  • цели и задачи исследования, где целью выступает конечный результат исследования, а задачей – средство, с помощью которого она достигается.

В некоторых случаях выдвигается гипотеза - предположение, которое планируется проверить в ходе исследования.

Далее осуществляется переход к следующему вопросу – как, или в какой последовательности это будет происходить. Как уже отмечалось, чаще всего социологические данные получаются с помощью опросов.

Опрос – общение интервьюера и респондента, когда последний отвечает на заранее сформулированные вопросы, сведенные в анкету.

Опросы могут быть устными, письменными, заочными, экспертными, сплошными и т.д. в зависимости от целей исследования. Они могут проводиться в форме интервью, когда интервьюер беседует с респондентом, или в форме анкетирования, когда респондент кратко отвечает на вопросы интервьюера.

К примеру, если нам надо получить мнение школьников, то наиболее разумным видом опроса будет анкетирование в школе. Если нас интересует мнение жителей дома о проекте благоустройства прилегающей территории, то разумно провести поквартирный опрос людей, проживающих в доме. Если нас интересуют варианты решения какой-то специфической проблемы, то разумным решением будет интервью с узкими специалистами по данной теме. В случае если предмет исследования касается всех жителей города, наиболее простым способом получения информации является репрезентативный телефонный опрос.

Каждый вид опроса имеет свои достоинства и недостатки. К примеру, телефонный опрос оперативен и позволяет узнать мнение большого числа ярославцев, но при этом он имеет формат «вопроса-ответа».

Самое уязвимое место социологического исследования – формирование выборочной совокупности, т.е. группы лиц, которых мы будем опрашивать. Особенно это актуально при телефонных опросах ярославцев.

«Вы опросили 400, 800 или даже 1000 человек и выдаете их мнение за мнение всех ярославцев! Как это возможно! Ведь в Ярославле проживает более 600 тысяч человек», - слышим мы порой.

Совершенно очевидно, что опросить их всех невозможно, но, к счастью, этого и не требуется. Практика социологических исследований (как общемировая, так и российская) подтверждает, что достаточно достижения условия, чтобы выборочная совокупность (опрашиваемые) отвечала требованию репрезентативности, то есть отражала свойства, качества и характеристики генеральной совокупности (все население). Репрезентативная выборка рассчитывается с привлечением статистической информации.

К примеру, по Ярославлю репрезентативная выборка 400 респондентов с заданными квотами по полу, возрасту и районам проживания на начало 2016 года выглядит следующим образом:

По полу: мужчины – 44% (176 человек), женщины – 56% (224 человек)

По районам:

  • Дзержинский – 28% (112 чел.)
  • Заволжский – 20% (80 чел.)
  • Кировский – 10% (40 чел.)
  • Красноперекопский – 10.5% (42 чел.)
  • Ленинский – 10% (40 чел.)
  • Фрунзенский – 21.5% (86 чел.)

По возрасту:

  • 18-30 лет- 20% (80 чел.)
  • 30-39 лет – 19% (76 чел.)
  • 40-49 лет – 17% (68 чел.)
  • 50-59 лет – 18% (72 чел.)
  • 60 лет и старше – 26% (104 чел)

Исходя из целей и задач исследования, разрабатывается инструментарий – анкета или план беседы, по которым будут опрашивать респондентов. Есть несколько используемых в социологии правил:

  • все термины, использованные в анкете, не должны допускать двойного толкования;
  • вопросы анкеты должны быть по возможности короткими, а формулировки – четкими;
  • нельзя подталкивать респондента к определённому ответу, поэтому вопрос должен быть нейтральным по смысловому содержанию.

Вопросы могут быть нескольких видов:

  • открытые, когда респонденту предлагается изложить свою точку зрения;
  • закрытые, когда можно выбрать ответ только их предложенного списка;
  • их комбинация - полузакрытые, если респонденту предлагается или выбрать готовый вариант ответа, или дать свой собственный;
  • альтернативные - предлагающие респонденту выбрать одно из двух предлагаемых суждений;
  • шкальные, когда нужно оценить что-либо по определённой шкале (чаще всего, пятибалльной).

Некоторые вопросы позволяют отфильтровать необходимую группу: к примеру, нам интересно исключительно мнение родителей несовершеннолетних детей. Вопрос-фильтр о наличии в семье такого ребенка сразу позволяет исключить из участия в опросе все остальные категории граждан.

После завершения методологического этапа исследования, наступает полевой этап. Интервьюеры получают инструкции по заполнению анкет, маршрутные листы, контактную информацию, для оперативного решения возможных проблем. Иногда перед началом опроса проводится пилотный опрос небольшого числа случайных респондентов с целью выявления недостатков анкеты, удобства вопросов для восприятия гражданами, проверки правильности формулировок анкеты.

Необходимо учитывать, что телефонные опросы проводятся методом случайной выборки объектов опроса, среди которых, в свою очередь, проводится квотная выборка по полу, возрасту и району проживания. Поэтому значительная часть ярославцев, может на протяжении очень долгого времени, не получать звонка с предложением принять участие в опросе.

Поэтому слова

«ни я, ни мои знакомые никогда не участвовали в опросах, поэтому все это – обман и приписки»

не могут быть признаны справедливыми, так как при проведении опросов с выборкой 400 человек шанс стать участником опроса для жителя Ярославля равен одному из более чем пятнадцати тысяч граждан.

socium

Естественно, неправильным является и иное заявление:

«Я и все мои знакомые не согласны с мнением Х, а вы сообщаете, что его поддерживает большинство ярославцев. Это обман!»

В данном случае мы имеем дело с довольно распространенным заблуждением, поскольку для каждого человека характерно формирование однородной социальной среды, его окружения. В его круг чаще всего попадают люди со схожим образовательным уровнем, приблизительно равными доходами, близкими эстетическими и культурными воззрениями, схожими политическими предпочтениями. Может оказаться, что с точки зрения статистики данная социальная группа будет немногочисленной, а большая часть населения, с которой данный человек может почти «не пересекаться» в повседневной жизни, придерживается сильно отличающегося мнения, которое в итоге и будет доминировать.

Работа интервьюеров всегда контролируется. Сотрудник должен уложиться в сроки работы, выдержать заданную квоту, при заполнении анкеты должно быть минимум помарок, зачеркиваний и исправлений. В обязательном порядке проводится проверка не менее 10% случайно отобранных респондентов с целью выявления возможных фальсификаций данных при заполнении анкет.

Далее, наступает этап обработки и анализа полученных данных. В настоящее время существуют различные технические средства и программы, позволяющие достаточно оперативно обработать анкеты и получить информацию в виде таблицы с числами, которые в дальнейшем подвергаются анализу.

На основе полученных данных формируется аналитический отчет о проведенном социологическом исследовании, в котором на основе полученных числовых данных формулируются выводы и, по желанию заказчика, могут быть даны рекомендации.



[1] В большинстве исследований, проводимых на ярославском материале, объектом будут жители города, а предметом – те или иные вопросы, интересующие заказчика исследования.