Close

28.05.2020

Выборка в социологическом исследовании или как получать достоверную информацию быстро и надежно

Авторы статьи — А.М. Степанов, социолог отдела аналитических и социологических исследований, М.В. Иванов, начальник отдела аналитических и социологических исследований МАУ «ИРСИ».

Социологическое исследование – это отличный способ получения информации о социальных процессах, происходящих в обществе. С какой целью необходимо собирать подобную информацию? Дело в том, что задача социолога, заключается не только в получении достоверной и актуальной информации, но и в выявлении закономерностей социальных процессов, в определении тенденций в развитии общества. Поэтому в данном контексте социология строится по принципу: «знать о текущем положении дел, чтобы прогнозировать, а прогнозировать, чтобы контролировать». Таким образом,  очень важным и принципиальным становится соблюдение принципа достоверности и объективности получаемой информации.

Говоря об изучении общества, социальных процессов, чаще всего подразумевают изучение мотивов поведения, принципов взаимодействия как можно большого количества людей, групп, коллективов и сообществ (в идеале – всего общества). Но охват всех людей – процесс очень трудоемкий, и зачастую влечет серьёзные финансовые затраты, а иногда он просто невозможен. Типичными примерам всеобщего охвата больших масс населения для сплошного опроса являются перепись населения и… выборы.

В остальных же случаях исследователи обращаются к некой уменьшенной модели изучаемого общества, социального класса или социальной группы, которая в определенном масштабе проецирует на себя все свойства и признаки изучаемого сообщества («генеральной совокупности»). Мы, социологи, называем это «выборочной совокупностью» или просто выборкой. Смысл формирования «выборки» заключается в том, что бы отобрать небольшое количество людей, которые будут максимально точно отображать признаки генеральной совокупности, то есть выбранная группа людей будет являться моделью изучаемого общества, на основе которой мы сможем сделать выводы о самом обществе, не опрашивая всех его членов.

Встаёт вопрос, а как определить необходимый объём выборки для того, чтобы результаты исследования отражали реальное положение дел в социуме, то есть оказались репрезентативными? Ответ на этот вопрос оказывается не столь очевидным, как кажется на первый взгляд, поскольку существуют несколько подходов и формул для расчета выборочной совокупности. В зависимости от целей и задач исследования можно воспользоваться наиболее подходящим способом формирования выборки, рассчитать её по формулам или воспользоваться специальными статистическими таблицами, где для наиболее часто используемых параметров есть уже готовые цифры. Помимо этого существует много интернет-сервисов (например, онлайн-калькуляторы выборок), позволяющих быстро рассчитать объём выборки. Для этого исследователю необходимо ввести только нужные параметры расчета и численность генеральной совокупности.