Close

20.12.2021

Рубрика «Бесплатная юридическая помощь» — Защита прав потребителей

Вопрос:

Купил в магазине сварочный аппарат, а он оказался бракованным. После долгих мытарств продавец всё-таки заменил его. Я попросил возместить мне моральный вред, так как потратил уйму времени и нервов, но получил отказ. Как взыскать моральный вред через суд?

Ответ: (информация актуальна на момент публикации)

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В данном случае в качестве продавца выступает организация (индивидуальный предприниматель), а не конкретный человек, который заменил товар «после долгих мытарств».

Для начала необходимо составить исковое заявление, в котором следует изложить все обстоятельства дел, в том числе указать, какие права были нарушены, и привести доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Также нужно указать свои требования (в данном случае — требование о взыскании компенсации морального вреда с указанием суммы).

В рассматриваемом случае досудебный порядок не предусмотрен, но поскольку требование о компенсации морального вреда направлялось ответчику, то нелишним будет приложить к исковому заявлению это требование и письменный отказ ответчика, если таковой имеется. В подобного рода исках госпошлина не оплачивается (п. 3 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в районный суд:

– по месту нахождения организации (если ответчиком является индивидуальный предприниматель — по месту жительства;

– по месту жительства или пребывания истца;

– по месту заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности её филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения её филиала или представительства.

Дело должно быть рассмотрено судом не позднее двух месяцев со дня поступления заявления в суд. В зависимости от сложности дела срок может быть продлён, но не более чем на один месяц (части 1 и 6 ст. 154 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ и п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей») размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться с учётом характера причинённых потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока, если в течение этого месяца на него не была подана апелляционная жалоба.

Ключевые слова: защита прав потребителей, продавец, компенсация, моральный вред, судебная защита нарушенных прав