Рубрика «Ликбез» – Почему человек рождается эгоистом?
«Ребенок, прежде всего, любит самого себя. Даже лиц, которых он, кажется, любит с самого начала, он любит только потому, что нуждается в них, не может без них обойтись, так что опять-таки из эгоистических мотивов. Только позднее чувство любви делается независимым от этого эгоизма. Он фактически на эгоизме учится любви» (Зигмунд Фрейд)
Ученых и специалистов уже более ста лет волнуют вопросы: рождается ли человек эгоистом, или же он по своей природе альтруист? должен ли он заботиться только о себе, или обязан считаться с интересами других людей? В поисках ответа мнения разделились на те, которые рассматривают эгоизм как явление социальное, и те, которые считают первичной его биологическую природу.
Давайте посмотрим на эти точки зрения со стороны.
— Еще в 19 веке крупный американский педолог Стенли Холл полагал, что ребенок в течение периода детства повторяет весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. То есть ребенок рождается дикарем. Основным инстинктом дикаря является инстинкт самосохранения, а отсюда его основные свойства: крайний эгоизм, индивидуализм, собственничество. Надо дать ребенку возможность изжить эти свойства.
-Основатель психоанализа, австрийский психолог Зигмунд Фрейд рассматривал эгоизм как врожденное свойство личности, изначально присущее человеку состояние. Фрейд считал, что общество придает личности одностороннее развитие, вытравливает в человеке все альтруистические порывы и превращает его в эгоиста. При этом эгоизм – это не только страсть к стяжательству, накоплению, но и обычные потребности в пище, одежде, крове, любви. Фрейд приписывает человеческой природе вечный, неискоренимый эгоизм. Он никогда не может быть уничтожен, ибо он связан с самой природой, натурой человека и поэтому присущ ему с самого рождения до смерти.
-Целый ряд ученых считает эгоизм не биологическим, а социальным явлением:
«Отождествление эгоизма с инстинктом по сути дела принижает человека, делает его рабом инстинктов» (Э. Ф. Петров).
«Человек всегда исключает из своей деятельности цели других людей» (Ч. Фрайд).
Американский социолог Эмори Стивен Богардус считал, что утверждением альтруистической природы человека трудно объяснить такие сложные общественные явления, как война, конфликт рабочих с
предпринимателем, революционные выступления масс и т. д. Проще допустить, что человек по своей природе эгоист.
Делаем вывод: человек рождается эгоистом. Тем не менее, этот эгоизм, можно нейтрализовать. И главными средствами здесь выступают семья и мораль общества. Родители стремятся привить ребенку альтруистические порывы. В этом же направлении «работает» и мораль общества. Соединение воедино этих усилий может переделать эгоиста в альтруиста. Такова точка зрения психосоциологов на проблему эгоизма.
А какая точка зрения ближе всего вам?
В публикации использованы материалы статьи Омельчанко Е. В. Биологическое начало эгоизма в поведении человека // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №8. С. 277 — 284