Close

14.06.2019

Взаимодействие власти и населения в вопросах благоустройства города: направление диалога

УДК 316.334.56

Н.Ю. Благова,
магистрант,
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова,
Ярославль, Россия

И.Ю. Киселев,
д-р социол. наук, зав. кафедрой социологии
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова,
Ярославль, Россия

N.Yu. Blagova,
post-graduate
P.G. Demidov Yaroslavl state University,
Yaroslavl, Russia


I.Yu. Kiselev,
chair of sociology, doctor of sociology,
P.G. Demidov Yaroslavl state University,
Yaroslavl, Russia

Взаимодействие власти и населения в вопросах благоустройства города: направление диалога

Аннотация: В статье обсуждается взаимодействие городской власти и горожан по вопросам городского благоустройства. Рассматривается случай микрорайона Тверицы, где жители активными действиями отстояли свои интересы по развитию данного района. В заключении подчеркивается, что горожане хотят взаимодействовать с властью для решения вопросов местного значения, вести непосредственный диалог «лицом к лицу», поскольку данный формат в большей степени способствует демократическому развитию города. В то же время, местные власти хотят изменить практику данного диалога и перевести его в «онлайн-формат».

Ключевые слова: Ярославль, благоустройство, власть, население, диалог.

INTERPLAY OF CITY GOVERNMENT AND CITIZENS
ABOUT THE ISSUES OF URBAN IMPROVEMENT:
DIALOGUE IN PROGRESS

Abstract: In the article the interplay of city government and citizens about the issues of urban improvement is under discussion. The case of the micro district Tverizi and its residents public actions to make this area comfortable for their living is considered. In the conclusion the point is stressed that nowadays the city authorities are well prepared for dialogue with the population. At the same time, the above mentioned Tveritsi- case demonstrates that they strive for the change in the format of this dialogue and prefer its “online” variant. Instead, the population prefer face-to-face format and believe that this format contributes more to the democratic development of the city area. The citizens remain the main consumers of the city and prefer the live interaction to be the active participants in the city management.

Key words: Yaroslavl, improvement of public services, authority, population, dialogue.

Версия для печати

Город – это родина политики. Он предполагает скученность большого количества людей на ограниченном пространстве, на котором они вынуждены договариваться друг с другом. Город пригоден для существования только в условиях общественного согласия [6]. Поэтому развитие города, его процветание во многом связано с тем, как между собой взаимодействуют власть и население, ориентированы ли они на совместное решение проблем местной жизни.

Несмотря на очевидную важность активного сотрудничества власти и населения в вопросах развития города, в России отмечается проблема весьма слабого привлечения горожан к управлению городом со стороны руководителей [3]. Так, к примеру, в Ярославле режим взаимодействия между властью и общественностью является патерналистским [2]. С одной стороны законодательно закреплена роль и прерогатива общественного мнения, существуют каналы свободного выражения мнений, население вступает в дискуссию с городским руководством. С другой – последнее, решающее слово чаще всего остается за властью.

Подобное положение дел ясно: без активного включения населения в управление городом властям легко управлять, их никто не контролирует. Но именно активность горожан является важнейшим условием демократического развития города [4]. Также заинтересованность власти во мнении населения формирует о ней положительное представление со стороны горожан. Данное положение может проиллюстрировать спор о застройке микрорайона Тверицы, который разрешился летом 2018 года.

Кейс в микрорайоне Тверицы города Ярославля. Два года назад жители кооперативов ЖСК «12 Квартал» и ЖСК «На Гражданской» стали обманутыми дольщиками и за свой счет достроили дома-долгострои. Мэрия была обязана компенсировать людям понесенные ими затраты земельными участками и выделила им таковые в микрорайоне Тверицы. Сам район представлял собой по большей части частный сектор, где была малоэтажная застройка.

Жители кооперативов за свой счет разработали проект застройки Твериц многоэтажными домами (от 8 до 17 этажей), что соответствовало установленному градостроительному регламенту. Летом 2017 года мэрия представила готовый проект на общественных слушаниях, однако жители Твериц план развития микрорайона не поддержали. Они не хотели появления «небоскребов».

Сегодня, согласно ФЗ-131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», у населения много прав в отношении организации управления и участия в управлении городом [5]. Жители Твериц использовали следующие механизмы для своего волеизъявления по волнующему их поводу:

  • участие в общественных слушаниях (в том числе их инициирование);
  • организация и проведение собраний населения;
  • сбор подписей против застройки;
  • инициирование встречи мэра города с жителями Твериц;
  • приглашение экспертов для проведения независимой экспертизы по поводу безопасности строительства на территории Твериц многоэтажных домов.

Случай с Тверицами получил широкое освещение в СМИ, причем не только в печатных изданиях, но и на радио. Однако данное обстоятельство, равно как и активность местного населения, не повлияло на решение власти. Мэр подписал проект высотной застройки жилого комплекса. Жители Твериц отреагировали негативно, не поддержали решение мэра и планировали провести народный сход против строительства.

Итог ситуации, где, в конечном счете, победили жители района Твериц, неожиданно изменили дольщики, которые запросили иной участок под застройку. Жители Твериц предположили, что именно огласка ситуации и привлечение экспертов, признавших выданную территорию непригодной для строительства, оказала на них влияние. Вслед за этим мэрия установила необходимость проведения общественных слушаний о переводе участка Твериц, данного под застройку, из зоны «Ж1»(многоэтажной) в зону «Ж3»(малоэтажную).

Положительное разрешение ситуации жители Твериц прокомментировали следующим образом: «Это решение дало людям веру во власть. Веру, что можно вместе собраться и найти решение проблемы».

К сожалению, произошедший случай не стал для местной власти свидетельством того, что с населением нужно активно работать, формируя положительную репутацию. Летом этого же года власти города решили перевести публичные слушания по проблемам городской застройки в Ярославле, которые предполагают собрания и дискуссии населения с чиновниками «вживую», в общественные обсуждения в интернете. Ажиотаж вокруг Твериц называют одной из возможных причин «реформы».

Интернет-анонимность не вполне обеспечивает открытость. Дело в том, что «сетевое обсуждение не подразумевает внятное подведение какого-либо итога, в его ходе невозможна обратная связь. Кроме того, только очное обсуждение в присутствии специалистов и в столкновении мнений дает людям возможность понять ситуацию во всей полноте» [1], ‒ приводили свои доводы в коллективном письме активисты Ярославского отделения Союза архитекторов России.

Таким образом, на сегодняшний день городские власти готовы к диалогу с населением. В то же самое время, как показало развитие ситуации с Тверицами, городские власти стремятся перевести диалог с населением в формат  «онлайн». Граждане высказываются за предпочтение диалога «лицом к лицу», полагая, что это более подходит для демократического развития городского пространства. Жители города остаются основными потребителями сферы услуг и предпочитали бы живое общение с управленцами, чтобы оставаться активными участниками развития городского пространства.

Литература/источники

  1. Велетминский И. «Страшные» ярославцы. Кому выгодна отмена публичных слушаний // Аргументы и факты. – 2018. № – С. 1.
  2. Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия/ // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Том I, выпуск 4. – С. 54.
  3. Заборова Е.Н. Участие граждан в управлении городом // Социологические исследования. – 2002. ‒ № 2. – С. 26.
  4. Заборова Е.Н. Городское управление: учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014 – С. 132.
  5. Заборова Е.Н. Городское управление: учебное пособие. Екатеринбург : Изд во Урал. ун-та, 2014 – С. 133.
  6. Шульман Е.М. Придется договариваться. Почему у горожанина будущего будут спрашивать про все / Е.М. Шульман //Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города? – М.:STRELKA PRESS, 2017. – С. 33.