Close

23.04.2020

Хоторнский эффект

Автор статьи – О.С. Козленко, консультант отдела аналитических и социологических исследований МАУ «ИРСИ»

Феномен был зарегистрирован в ходе экспериментов, проводимых на Хоторнской фабрике, принадлежавшей компании «Вестерн Электрикс», в период с 1924 по 1932 гг. под руководством американского психолога Джорджа Элтона Мэйо (1880–1949).

Руководство завода столкнулась со снижением производительности труда сборщиц реле. С целью изучить, понять причины этого на фабрику был приглашен психолог Джордж Элтон Мэйо. С согласия дирекции он решил провести эксперимент: изменить уровень освещенности рабочих мест и посмотреть, как это повлияет на качество работы женщин. Не обнаружив здесь особой взаимосвязи, Мэйо в течение последующих пяти лет поставил еще несколько экспериментов.

В результате психолог обнаружил, что на повышение производительности труда работниц фабрики в большей степени влияет не улучшение различных условий работы (уровень освещенности, введение дополнительных перерывов, выходных дней и т.д.), не повышение оплаты труда, НО такой показатель, как сам факт участия работниц в эксперименте, осознание важности происходящего и повышенного внимания к ним со стороны исследователей, ощущение причастности к эксперименту.

Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабельностипотребности ощущать свою принадлежность к какой-то группе и соответствовать ее уровню производительности.

Таким образом, эксперименты в Хоторне показали, что присутствие других людей, уделявших внимание работницам, а также изменение условий социально-психологического климата в связи с этим оказывает бОльшее влияние на производительность, чем многие технические аспекты производственного процесса.

В данном эксперименте в полной мере проявился эффект социальной фасилитации – когда в присутствии других людей поведение человека меняется, — он становится более активным и эмоционально возбужденным.

 Результаты Хоторнского эксперимента стали интенсивно обсуждаться в научной и научно-прикладной литературе. Интерес к исследованию оказался настолько значительным, что многие специалисты в области управления сделали для себя очень важные выводы. Они осознали, что не только деньги, но и внимание к человеку, уважение его личного достоинства может быть мощным источником повышения производительности как индивидуального, так и коллективного труда. В наше время эта простая мысль кажется вполне очевидной, однако тогда, более 100 лет назад, многие сочли ее нелепой.

В современной психологии и социологии «Хоторнский эффект» трактуют как условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к нововведению приводят к искаженному, зачастую благоприятному эффекту. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту.

под ред. Д.В. Цыгановой, методиста учебно-методического отдела МАУ «ИРСИ»