Close

07.05.2020

Типы лидерства. Эксперимент Курта Левина

Автор статьи – О.С. Козленко, консультант отдела аналитических и социологических исследований МАУ «ИРСИ»

Наш сегодняшний герой рубрики – Курт Левин (1890-1947) – немецко-американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на развитие различных школ и направлений в социальной психологии. В частности, он выделил три типа лидерства: авторитарный, демократический и «попустительский».

В 1939 году совместно с Рональдом Липпитом и Ральфом Уайтом Курт Левин поставил эксперимент с целью изучить влияние типов лидерства на поведение группы. В качестве испытуемых выступали школьники, а именно мальчики-подростки 10-11 лет, поделенные на три равные по численности группы. За каждой группой на определенное время был закреплен взрослый руководитель, демонстрировавший какой-то один из трех стилей лидерства. По истечении семи недель руководители в группе менялись, и соответственно менялся тип лидерства. Никто из лидеров не работал в одной и той же группе дважды, но каждый провел эксперимент во всех группах. Таким образом, в качестве экспериментальной переменной выступал именно стиль лидерства, а не индивидуальный стиль экспериментатора.

Эксперимент со всеми группами проводился в одном помещении детского клуба. Таким образом исключалось влияние внешней обстановки, что позволило причислить этот эксперимент к числу лабораторных с идеальными условиями. Первоочередной задачей школьников была лепка театральных масок из папье-маше.

Скрупулезность и чистота эксперимента К. Левина и его сотрудников превосходят все, что делалось социальными психологами раньше. Результаты работы заключались в установлении действительного влияния на поведение группы трех типов лидерства: авторитарного, демократического и «попустительского». Содержание стилей лидерства было идентифицировано экспериментаторами достаточно строго. Авторитарный лидер диктовал подросткам все, что надо делать; демократический лидер выносил все вопросы на групповое обсуждение под своим руководством и затем следил, чтобы решения выполнялись; «попустительский» лидер давал мальчикам полную свободу действий и ни во что не вмешивался.

Каковы же были результаты эксперимента?

  1. Установлено влияние типа лидерства на динамику агрессивного поведения в группе. Эксперимент показал, что низкий уровень агрессивного поведения членов группы свойственен авторитарному типу лидерства. Зато освобождение от авторитарного лидерства и переход к «попустительству» и демократии вызывает в группе резкое нарастание агрессии, уровень которой затем снижается. Переход от «попустительства» к демократии и авторитаризму снижает агрессию.
  2. Установлено влияние типа лидерства на творческое мышление. При авторитарном стиле лидерства у подростков не было пространства для творчества в процессе принятия решений.
  3. Установлено влияние типа лидерства на продуктивность в количественном и качественном выражении. При демократическом стиле руководства продуктивность школьников была более низкой в количественном выражении, но выше в качественном, в отличие от групп под руководством авторитарного лидера.
  4. Установлено влияние типа лидерства на самостоятельность и инициативность. При попустительском стиле лидерства дети требовали от своего руководителя распоряжений и решений, не умели работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно работали сообща.

В дальнейшем, типы лидерства, выделенные К.Левином, «переквалифицировались»  в стили руководства, которые в настоящий момент широко используются как в социальной психологии, так и в менеджменте.

Так какие же глобальные выводы можно сделать на основе эксперимента, поставленного Куртом Левиным и его командой 80 лет назад?

Во-первых, не существует идеального стиля управления. Каждый стиль применительно к данным условиям, ситуации или объекту имеет свои плюсы и минусы. Грамотное соотношение между ними очень важно для результатов управления.

Во-вторых, стиль руководства не существует автономно сам по себе, а складывается из двух показателей – особенностей личности лидера и специфики группы (коллектива), которой тот руководит.