О результатах взаимодействия МАУ «ИРСИ» с учреждениями сферы социального обслуживания населения города Ярославля в 2020 году

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАУ «ИРСИ» С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ В 2020 ГОДУ Т.В. Обухова, Н.Ю. Смирнов, О.Н. Жешко Муниципальное автономное учреждение «Институт развития стратегических инициатив» Аннотация. В статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного муниципальным автономным учреждением «Институт развития стратегических инициатив» по оценке качества предоставления реабилитационных и (или) абилитационных услуг. Авторы описывают удовлетворенность получателей услуг по различным критериям. В статье содержится описание деятельности учреждения в направлении повышения квалификации работников комплексных центров социального обслуживания. Ключевые слова: социологическое исследование, уровень удовлетворенности, повышение квалификации, комплексный центр. |
ON THE RESULTS OF INTERACTION OF MAI «IRSI» WITH THE INSTITUTIONS OF THE SOCIAL SERVICE OF THE POPULATION OF THE CITY OF YAROSLAVL IN 2020 T.V. Obukhova, N.Y. Smirnov, O. N. Zheshko Municipal Autonomous Institution «Institute for the Development of Strategic Initiatives» Annotation. The article presents the results of a sociological study conducted by the municipal autonomous institution «Institute for the Development of Strategic Initiatives» to assess the quality of the provision of rehabilitation and (or) habilitation services. The authors describe the satisfaction of service recipients according to various criteria. The article contains a description of the institution’s activities in the direction of improving the qualifications of employees of complex centers of social services. Key words: sociological research, level of satisfaction, professional development, complex center. |
Муниципальное автономное учреждение «Институт развития стратегических инициатив» (МАУ «ИРСИ») ведет свою профессиональную деятельность более 20 лет. Одними из важных направлений деятельности учреждения являются организация и проведение социологических исследований и повышение квалификации муниципальных служащих и других категорий граждан.
В 2020 году специалистами МАУ «ИРСИ» разработана и реализована программа повышения квалификации сотрудников КСЦОН города Ярославля. Особенность программы «Социальная работа в системе социальной защиты» – ориентация и корректировка с учетом потребностей сотрудников социальных центров. Цель реализации:
- расширение имеющейся теоретической базы для практической деятельности работников;
- формирование у работников знаний о формах и методах деятельности социальных учреждений по оказанию социальных услуг населению с учетом специфики системы социальной защиты и в условиях межведомственного воздействия;
- формирование умений социального проектирования и управления процессом социального обслуживания.
Всего в 2020 году обучились 5 групп слушателей, общей численностью 73 человека.
В процессе обучения внимание уделялось повышению правовой грамотности (основы федерального и регионального законодательства, обеспечение конфиденциальности полученных в результате профессиональной деятельности сведений, вопросы соблюдения требований этического кодекса социального работника) и психологической составляющей (эффективные деловые коммуникации, основы психологии лиц старшего возраста и инвалидов, стресс-менеджмент).
По окончании обучения слушателям предлагалось заполнить небольшую анкету. Результаты опроса показали высокий уровень удовлетворенности проведенным обучением: 90% слушателей оценили их на 9 и 10 баллов.
МАУ «ИРСИ» регулярно проводит социологические исследования с целью выявления качества работы учреждений социальной поддержки города Ярославля. Одно из последних исследований в 2020 году посвящено изучению общественного мнения о проблемах инвалидов и инвалидности.
В исследовании приняли участие 365 человек, которые были опрошены посредством стандартизированного интервью в учреждениях, оказывающих социально-реабилитационные и (или) абилитационные услуги. Опрашивались ярославцы в возрасте от 18 лет и старше, а также родители (опекуны) лиц моложе 18 лет, получающих социально-реабилитационные и (или) абилитационные услуги.
С целью анализа доступности объектов социальной инфраструктуры для граждан с ограниченными физическими возможностями в городе Ярославле участников исследования попросили выделить объекты, которые им кажутся наиболее удобными для посещения (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1

Проанализировав ответы респондентов, можно утверждать, что медицинские учреждения (78%), а также магазины и торговые центры(55%)являются наиболее доступнымидля инвалидов объектами социальной инфраструктуры в Ярославле. Об этом сказало большинство участников исследования. Учреждения социального обслуживания считают удобнымидля посещения немногим меньше половины (46%) опрошенных. При посещении других объектов социальной инфраструктуры маломобильные категории граждан испытывают трудности. Так, например, только 21% опрошенных считают доступными для инвалидов административные здания, 15% – тротуары и пешеходные переходы, по 13% – образовательные учреждения и учреждения культуры. Наименее доступными для респондентов оказались жилые помещения (10%), городской общественный транспорт (9%), спортивные сооружения (6%) и пункты бытовых услуг (1%).
Отдельно респондентам предложено оценить доступность тех учреждений, в которых им предоставляют реабилитационные и (или) абилитационные услуги (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2

В целом учреждения, оказывающие реабилитационные и (или) абилитационные услуги в городе Ярославле, оказались доступными для респондентов. Об этом можно говорить, основываясь на следующих оценках: «высокую» оценку поставили 15% участников исследования, «хорошую» – 52%. Не удовлетворены доступностью реабилитационных учреждений, оказались только 4% респондентов.
Помимо доступности объектов социальной инфраструктуры, респонденты оценили и доступность услуг, предоставляемых в рамках исполнения индивидуальных программ реабилитации и (или) абилитации инвалидов. Результаты представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3

По мнению большинства (86%) респондентов, реабилитационные и (или) абилитационные услуги, предоставляемые в рамках исполнения индивидуальных программ, являются доступными для жителей города Ярославля.
Очевидно, что доступность услуг не свидетельствует о том, что они оказываются на должном уровне. В связи с этим респондентов попросили оценить, насколько они удовлетворены качеством услуг, предоставляемых в рамках исполнения индивидуальных программ реабилитации и (или) абилитации инвалидов (см. диаграмму 4).
Диаграмма 4

Большинство участников исследования в той или иной степени удовлетворены качеством предоставляемых им услуг: 36%высказались о своей однозначной удовлетворенности, а53%сказали, что онискорее удовлетворены.
Отдельно оценена удовлетворенность ярославцев качеством предоставления услуг ранней помощи в рамках исполнения индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов (см. диаграмму 5).
Диаграмма 5

В целом жители города были удовлетворены качеством оказания реабилитационных и абилитационных услуг ранней помощи детям-инвалидам в возрасте до трех лет: 26% – удовлетворены, 62% – скорее удовлетворены. Не удовлетвореныкачеством услуг остались 12% участников исследования.
Помимо оценки качества услуг, респонденты поделились своим мнением о сотрудниках реабилитационных учреждений (см. диаграмму 6).
Диаграмма 6

По мнению большинства респондентов, сотрудники учреждений, оказывающих реабилитационные и абилитационные услуги в городе Ярославле, являются вежливыми и доброжелательными людьми: в этом убеждены 70% респондентов, а 28% скорее с этим согласны. Противоположного мнения придерживается только 1%участников исследования.
Также жители города оценили оперативность сотрудников учреждений в решении вопросов, возникающих в связи с оказанием реабилитационных и (или) абилитационных услуг (см. диаграмму 7).
Диаграмма 7

Респонденты в целом оказались удовлетворены оперативностью действий сотрудников реабилитационных учреждений в решении возникающих вопросов: удовлетворены – 37%, скорее удовлетворены – 48%. Только 14% участников опроса недовольны скоростью решения соответствующих вопросов.
Оценивая работу учреждений, предоставляющих реабилитационные или абилитационные услуги, необходимо учитывать, как изменяется качество жизни инвалидов в результате получения этих услуг. В рамках исследования респондентам задан соответствующий вопрос (см. диаграмму 8).
Диаграмма 8

Анализируя распределение ответов на данный вопрос, можно говорить о том, что качество жизни большинства респондентов (96%) в результате получения реабилитационных и абилитационных услуг в учреждениях города Ярославля в большей или меньшей степени улучшилось. Противоположный ответ дали только 2% участников исследования.
Мнения респондентов об изменении в последние годы отношения населения города Ярославля к проблемам инвалидов разделились (см. диаграмму 9).
Диаграмма 9

Почти половина опрошенных (47%) полагают, что отношение населения к проблемам инвалидов в последние годы улучшается. Немногим больше респондентов (51%) убеждены, что все осталось без изменений. Ухудшение ситуации отметили только 2%.
Таким образом, проведенное исследование показало, что большинство ярославцев-получателей реабилитационных или абилитационных услуг удовлетворены как доступностью и качеством этих услуг, так и отношением персонала и оперативностью решения возникающих проблем в учреждениях, эти услуги оказывающих.
В то же время доступными и комфортными для посещения лицами с ограниченными физическими возможностями оказались не все объекты социальной инфраструктуры города Ярославля. Очевидно, что такие объекты, как жилые помещения, городской транспорт, спортивные учреждения и пункты бытовых услуг, требуют адаптации под физические возможности инвалидов.
В заключение отметим, что деятельность МАУ «ИРСИ» по взаимодействию со структурными подразделениями сферы социальной поддержки населения города Ярославля носит комплексный характер. В рамках образовательной деятельности учреждение способствует повышению профессионального уровня сотрудников организаций, оказывающих социальные услуги, что закономерно ведет к повышению качества предоставляемых услуг. Организация социологических исследований позволяет оценить уровень удовлетворенности получателей услуг и способствует выявлению приоритетных направлений развития.