Close

18.05.2020

Советы психолога: самоорганизация в период самоизоляции

Наша повседневная жизнь до самоизоляции была похожа на гонку. Необходимо было многое успеть, многое сделать, реализовывать свои планы и при этом стараться сохранить работоспособность и здоровье. Темп жизни был очень интенсивный.

Самоизоляция эту гонку в какой-то степени остановила. Многие из нас сейчас работают удаленно, при этом рабочие обязанности накладываются на домашние дела и общение с родными. Обычный режим сбился, и появилась иллюзия, что свободного времени много. В такой ситуации мы можем что-то забыть, не успеть, заработаться допоздна и затем злиться на себя, что ничего не успеваем или отвлекаемся. Все это тоже стрессовая ситуация.

Поэтому сегодня мы разберем свод правил повседневной жизни, позволяющий каждому человеку преодолеть дезорганизацию и систематизировать свой день. Не все они могут подойти конкретно вам. Здесь вы вправе сделать выбор. Следуя тем из них, которые действительно ваши, вы обеспечите себе большую жизненную устойчивость.

  1. Вставайте утром как обычно в одно и то же время. Если вы работаете в удаленном режиме, не превращайте свою самоизоляцию в отдых, четко установите себе время подъема и не нарушайте его. Важно, чтобы к работе вы смогли приступить в свое обычное время. Исходя из этого, определите во сколько надо встать, чтобы успеть проделать все утренние процедуры, позавтракать и приступить к работе.

2. Не полагайтесь на свою память. Каждый день планируйте дела на завтра. Заведите ежедневник, в который записывайте время назначенных звонков, список дел в онлайн-режиме. Разделите рабочие задачи и домашние обязанности. Составьте график их выполнения. Более того для рабочих вопросов оборудуйте себе отдельное пространство (в идеале отдельную комнату). Таким образом, у вас не будет постоянно беспокоящего чувства, будто вы что-то должны сделать, но не можете вспомнить, что именно. А ваши домашние не будут мешать вашей работе и обижаться на вас за отсутствия внимания к ним.

3. Откладывать дела на следующий день – это стрессовый фактор. То, что вы хотели сделать завтра, сделайте, если это возможно, сегодня. Планируйте наперед!

4. Не примиряйтесь с тем, что плохо работает. Если ваш будильник, телефон, тостер и т.п. плохо (некачественно, медленно) работают и поэтому вызывают у вас раздражение, то отремонтируйте их или купите все новое!

5. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, нужно делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

6. Расставьте приоритеты. Принцип приоритетов представляет собой эффективный способ расстановки задач по степени важности. Составьте список всех дел, которые вы планируете сделать в течение дня (недели, месяца и т.д.). Поставьте буквы «А», «Б», «В», «Г» перед каждым пунктом вашего списка.

 Дела и задачи типа «А» – срочные и важные. Они требуют незамедлительных действий. Дела, задачи типа «Б» – важные, но не слишком срочные, требуют внимания и определения сроков исполнения, без которых они в какой-то момент рискуют превратиться в задачи категории «А», а вы будете к этому не готовы. Дела, задачи типа «В» целесообразно перепоручить подчиненным или специалистам (дома – близким и членам семьи), поскольку эти дела должны быть сделаны срочно, но они не слишком важны. Дела типа «Г» не срочные и не важные. Поэтому в отношении задач типа «Г» необходимо набраться мужества и сказать себе: «Эти задачи не стоят моих усилий и времени. О них нужно просто забыть». Ловушка, в которую попадает большинство людей, состоит в том, что они занимаются в основном делами категории «Г» и «В» и не справляются с делами типа «А» и «Б». Часто это происходит потому, что дела типа «Г» и «В» сделать проще и их результаты оказываются сразу налицо, что психологически укрепляет человека в подтверждении собственной эффективности.

Ваша задача в первую очередь сделать дела типа «А», потом дела типа «Б», поручить другим дела типа «В» и отказаться от дел типа «Г».

7. Определяйте конкретные сроки выполнения работы. Есть такой принцип – работа занимает ровно то время, которое мы ей отводим. Вспомните, если мы ждем гостей и готовим обед заранее, мы потратим на него 1-1,5 часа. При этом закончим готовить, когда гости уже подходят. Если нам некогда, и надо тот же обед приготовить за 30 минут, мы уложимся именно в 30 минут. Только в первом случае будем готовить размеренно, не спеша, а во втором быстро и ни на что не отвлекаясь. Мы «транжирим» и проматываем наше время потому, что у нас его достаточно, хоть мы и жалуемся на нехватку. Самый продуктивный период в любой работе – последние 20% из всего потраченного на эту работу времени, когда нужно уже всё сдавать, заканчивать, отчитываться и т.п. Продуктивность работы над любым проектом можно удвоить, просто сократив время, выделенное на его реализацию.

8. Разгрузите себя. Не позволяйте рутинной текучке дел поглотить себя. Периодически просматривайте свои планы и удаляйте все несущественное. Не позволяйте мелким и малозначащим вопросам занимать ваше время в ущерб решению действительно важных и значимых задач. Все то, что несущественно, потеряло актуальность, смело выбрасывайте в корзину!

Важным умением, способствующим правильному планированию времени является навык саморазгрузки. Для формирования у себя этого необходимого навыка нужно время от времени задавать себе следующие вопросы:

– Зачем вообще это делать? (     Исключить!).

– Почему именно я? (      Поручить!).

– Почему именно теперь? (     Установить реалистичные сроки!).

– Почему именно так? (      Рационализировать!).

9. Сложную работу выполняйте поэтапно, разделив ее на более мелкие задачи. Такой подход называют «Ломтик колбасы», он основан на аналогии между процессом съедания палки колбасы, нарезанной мелкими ломтиками. Задача делится на мелкие части. Подобно тому, как мы съедаем целую палку колбасы ломтик за ломтиком, мы можем выполнить любую сложную работу, разбив ее на мелкие части и выполняя их одну за другой. Таким образом, мы можем выполнить любую сложную работу, разбив ее на этапы и руководствуясь правилом выполнять одно посильное дело за один раз.

10. Руководствуйтесь принципом «Одна задача – одна работа». Этот принцип подразумевает, что начав работу над задачей, вы продолжаете работать над ней, не отвлекаясь на другие дела, пока она не будет выполнена на 100%. Было подсчитано, что концентрация только на одной задаче сокращает расчетное время, запланированное для ее выполнения на 50%. Выполнение этой же работы с перерывами, когда вы начинаете и прерываете работу, затем возвращаетесь к ней опять, вновь отвлекаетесь и т.д., превышает расчетное время более чем на 50%! Всякий раз, возвращаясь к прерванной работе, вы тратите время, чтобы сориентироваться, сколько было сделано и сколько еще предстоит, преодолеваете инерцию, «врабатываетесь» и т.д.

11. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Не сидите, «скрючившись» в одном и том же положении весь день. Меняйте позы, разминайтесь, снимайте статическую усталость.

12. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом и рабочее место так, чтобы вы могли всегда найти вещи, которые вам необходимы. Определите им место и всегда кладите их туда. Вам не придется разыскивать в панике нужную вам вещь и подвергать себя стрессу.

13. Считайте свои удачи! На каждую сегодняшнюю неудачу или невезение, вероятно, найдется десять или больше случаев, когда вам повезло! Подумайте о них. Воспоминание о хорошем может снизить ваше раздражение в случае, когда опять что-нибудь будет проходить не так, как хочется.

14. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся и тревожатся. Ничто так быстро не вырабатывает у нас привычку постоянного беспокойства, чем обсуждение волнений и переживаний вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.

15. Высыпайтесь. Спите достаточное количество времени, тогда по утрам вы будете обеспечены зарядом бодрости и энергии. Если необходимо, заведите будильник на вечер для напоминания о том, что пора идти спать. Важно вовремя ложиться спать, а не позже вставать.

16. Дышите медленно и глубоко. Когда люди находятся в стрессовом состоянии, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, если заметили, что это случилось с вами.

17. Следите за собой и окружающей вас обстановкой. Не игнорируйте сигналы для перерыва, которые подает ваше тело. Попробуйте слегка вздремнуть после обеда, и вы будете удивлены количеством появившейся энергии, появившейся после сна. Если это невозможно, постарайтесь оставшееся после обеда время провести на свежем воздухе, выйдите на балкон. Регулярно проветривайте свой дом. Носите одежду, не затрудняющую ваше дыхание. Тот, кто дышит недостаточно глубоко, быстро чувствует усталость и вялость. Регулярно занимайтесь спортом, несколько раз в день можно поприседать, сделать наклоны, просто 10 минут потанцевать.

18. Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Не ходите дома в старом спортивном костюме; прежде, чем приступить к работе удаленно, оденьтесь в удобную, но деловую одежду. Для домашних дел и общения с близкими можно поменять костюм. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.

19. Делайте выходные как можно более разнообразными. Хотя вам не следует изменять в выходные дни привычное время сна, тем не менее перемена образа жизни может пойти вам на пользу. Если в будни вы выполняете рабочие задачи и домашние обязанности, то в выходные немного поленитесь, больше времени посвятите общению с близкими. Устройте совместный просмотр фильма или посетите онлайн какой-нибудь музей. Организуйте совместные игры, чаепития, просмотрите вместе семейный альбом, пойте всей семьей, танцуйте. Ваши выходные должны кардинально отличаться от будней.

20. Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь, не ворчите, не испытывайте недовольства другими. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательств обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут.

Кроме следования этим советам обратите внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения, и вскоре вы почувствуете себя более удовлетворенно в контролировании стрессовых ситуаций, которые подбрасывает вам жизнь.

Здоровья и успехов всем!

Предыдущая статья

Следующая статья