Close

16.07.2020

Интервьюер – недооцененный солдат социологии

«Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно» (Платон, древнегреческий философ)

«Нужно уметь правильно формулировать вопрос. Это половина дела. А вторая половина – умение услышать ответ» (Оскар Уайльд, английский писатель)

Развитие науки предполагает получение новой, актуальной и достоверной информации. В социологии для этого проводятся социологические исследования. Социологическое исследование представляет собой комплекс согласованных мероприятий, начинающихся с подготовительного этапа, на котором обозначается проблема, выдвигаются гипотезы, и разрабатывается программа исследования, затем продолжается на «полевом» этапе (непосредственный сбор информации) и завершается на этапе обработки и анализа полученной информации. Итогом всех этих процедур является получение эмпирических данных, позволяющих ответить на поставленные вопросы, а также подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы. В ходе исследования специалист может использовать различные методы сбора информации такие как: наблюдение, эксперимент, контент-анализ, фокус-группа, интервью, в том числе и стандартизированное (то есть анкетный опрос). Опрос представляет собой интервью с использованием бланка (анкеты) с заранее заготовленными вопросами и является наиболее часто используемым методом в проведении социологических исследований. Социологический опрос ввиду своей универсальности применения и удобства при обработке полученных данных, позволяет исследовать как маленькие социальные группы, так и большие массы людей с относительно невысокими затратами ресурсов.

Социологический опрос (соцопрос)– метод сбора данных, в котором респонденты (опрашиваемые) отвечают на серию вопросов интервьюеров (опрашивающих) или высказываются по поводу набора утверждений на заданную тему. В процессе проведения опроса главным действующим лицом выступает – интервьюер, его профессиональные качества и умения, являются определяющим фактором, влияющим на надёжность и достоверность получаемых данных. На сегодняшний день, к сожалению, работа интервьюера не пользуется должным уважением, не считается престижной и высоко оплачиваемой, зачастую используется людьми в качестве подработки. Отдельных слов заслуживает и снисходительно-пренебрежительное отношение населения к данной категории работников, что также не делает эту профессию престижной. В нашей стране, как правило, для проведения опросов нанимаются добровольцы, без каких либо критериев отбора, чаще всего это студенты, пенсионеры или другие люди, ищущие дополнительного заработка.

В результате многие люди, работающие интервьюерами, не обладают необходимыми знаниями и подготовкой, что приводит к ошибкам и нарушениям процедуры опроса. Основная задача, которая стоит перед интервьюером – это получение информации от респондента в виде его ответов на вопросы, при этом создавая максимально комфортную обстановку для беседы, исключив любые факторы, которые могут оказать давление на респондента и склонить его к тому или иному варианту ответа. Оказать влияние на выбор ответа респондентом, может даже незначительная мелочь, например характер голоса, мимика лица интервьюера – как выражение реакции на ответы собеседника. В таком случае, когда респонденту очевидна негативная реакция интервьюера, об искренности ответов и в целом об объективности исследования уже говорить не приходится. На первый взгляд данная проблема может показаться преувеличенной, однако сам факт проведения социологического исследования обусловлен зачастую наличием острой социальной проблемы, в связи с этим не стоит забывать, что интервьюер может иметь собственную позицию и мнение, отличное от собеседника. В таком случае, не каждому интервьюеру удается скрыть свое несогласие с ответами респондента и сохранить нейтралитет. В тоже время нередко возникает и обратная ситуация, когда респондент изначально настроен агрессивно, выражает свое возмущение, в этом случае интервьюеру иногда приходится сталкиваться с грубостью или откровенными оскорблениями. Это один из самых неприятных, а для многих и тяжелых с моральной точки зрения аспектов в работе интервьюера. Несмотря на очевидное хамство со стороны респондента, интервьюеру не позволяется вступать в полемику, проявлять агрессию и хамить в ответ. Помимо терпения и стрессоустойчивости интервьюер должен обладать умением располагать к себе, заинтересовывать человека в ответах на вопросы анкеты. При этом быть просто общительным недостаточно, необходимо иметь чувство такта, уметь анализировать и адаптироваться под характер и настроение респондента. Неумение интервьюера находить контакт с потенциальными респондентами влечет за собой большое количество отказов от участия в опросе, или даже может спровоцировать конфликт.

Помимо психологических факторов, существует и ряд других, которые могут повлиять на качество и достоверность получаемой информации. В первую очередь качество получаемой первичной информации напрямую зависит от знаний и подготовки интервьюера, который в обязательном порядке должен иметь представление о поднимаемой проблеме в социологическом исследовании, и быть готовым ответить на возникающие вопросы респондентов. В то же время интервьюер не имеет права отступать от формулировок вопросов анкеты и трактовать их в соответствии со своими убеждениями, даже если возникает сомнение в правильности постановки вопроса. Порядок построения анкеты, переходы между вопросами и их формулировки являются незыблемыми, поскольку каждый из указанных элементов составлен в соответствии с поставленными задачами исследования, небрежное отношение к формулировкам вопросов неминуемо приведет к искажению получаемых данных. Кроме того, каждый интервьюер должен иметь представление о выборке и порядке отбора респондентов для опроса, строго следовать инструкциям и опрашивать только подходящих по квоте людей. Не стоит списывать со счетов и физическое состояние интервьюера, если речь заходит о проведении опроса на улице или по квартирам, то приходится быть физически подготовленным и достаточно мобильным, поскольку в течение рабочего времени ему предстоит пройти длинный маршрут.

Таким образом, интервьюер – работа не для каждого и требует как психологической, так и профессиональной подготовки. В противном случае человек, не обладающий необходимыми качествами, будет сталкиваться с проблемами в работе. Такие проблемы как: страх получить отказ или нарваться на грубость в свой адрес, трудности с поиском подходящих под критерии выборки респондентов, неготовность следовать установленным маршрутом, могут спровоцировать интервьюера пойти по пути фальсификации и собственноручно заполнить анкеты. В подобной ситуации, объективность полученных данных по результатам исследования вызывает сомнение, а ресурсы, выделенные на проведение исследования – потрачены впустую. Кроме того, недостоверная информация может стать причиной принятия неверных управленческих решений со всеми вытекающими последствиями. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что экономия средств на подбор профессиональных и опытных интервьюеров, может привести к ещё большим финансовым потерям вследствие принятия ошибочных решений, основанных на недостоверной информации.